?

Log in

No account? Create an account

MAEOTIS · - · МЕОТИДА


Хараппская цивилизация

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

Хараппская цивилизация, или цивилизация долины Инда, появилась ок. 2500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась на 1600 км: от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р.Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км.

В период расцвета Хараппской цивилизации было построено свыше 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе – оба площадью ок. 2,5 кв. км. В каждом из них на высоких платформах из глины и сырцового кирпича были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища

В цитадели Мохенджо-Даро обнаружены также сооружения для проведения ритуальных церемоний, священный водоем, дворцовые постройки и расположенные по бокам от них залы приемов. Город Мохенджо-Даро в целом имел прямоугольную планировку. Его примечательной особенностью является развитая система канализации. Трубопроводы для сточных вод строились из обожженного кирпича. Дома, как правило, кирпичные, с двориком в центре, стояли очень тесно. Они имели удобную планировку. Во многих домах были ванные комнаты с полами, выложенными тщательно подогнанной плиткой, и канализацией, а в некоторых – и уборные (аналогичные тем, которые до сих пор встречаются в некоторых районах Месопотамии). На верхний этаж или плоскую крышу вели кирпичные лестницы. В городе раскопано множество колодцев как личного, так и общественного пользования.

Неизвестно, были ли города Мохенджо-Даро и Хараппа взаимодополняющими и конкурирующими центрами единой «обширной империи». Тем не менее складывается представление, что Хараппская цивилизация отличалась удивительной однородностью во всех основных сферах жизнедеятельности. Только на периферии этой цивилизации в более поздние времена появились заметные различия в ряде технологий, в первую очередь в изготовлении керамики, однако и в них прослеживается определенная связь с традиционными элементами Хараппской цивилизации.

В качестве орудий труда и оружия жители долины Инда использовали простые изделия из меди или бронзы с низким содержанием олова: плоские ножи, копья, плоские топоры без гнезда для рукоятки, которые давно уже были известны в Западной Азии. Широко применялись примитивные лезвия из кремня, отколотые от приготовленных для этого стержней с незначительной последующей обработкой или без нее. Украшения делали из золота, серебра, меди или фаянса, реже встречается ляпис-лазурь из Афганистана, а также бирюза из северо-восточной Персии. Другие материалы доставлялись издалека, даже из Южной Индии. Отдельные предметы из долины Инда, встречающиеся при раскопках городов в Месопотамии, а также возможные указания на торговлю с населением долины Инда, содержащиеся на глиняных дощечках из Ура, свидетельствуют о том, что торговали в районе Персидского залива в основном хрупкими, непрочными изделиями, и поэтому их трудно идентифицировать.

На трех печатях из Мохенджо-Даро изображены сидящие фигуры в головных уборах с рогами, а на двух – с тремя лицами, которые рассматриваются учеными как прототипы бога Шивы исторического периода. Многочисленные изображения быка, как в терракоте, так и на печатях, напоминают традиционное поклонение индийцев этому животному и ассоциируются с культом прото-Шивы. Индуистская религия позднего времени, несмотря на ее арийское обличье, возможно, позаимствовала свои основополагающие элементы у доарийских культов долины Инда.

Однако отдельные звенья, связывающие долину Инда с Месопотамией, не согласуются с общей картиной: прежде всего, это печати с изображением человеческой фигуры с распростертыми руками, сдерживающей вставших на дыбы тигров. Эта фигура напоминает изображения шумерского мифического героя Гильгамеша со львами.

Хараппская письменность, представленная символами на печатях и гончарных пластинах, полностью не расшифрована. Свидетельств о том, что она когда-либо развилась в последовательность условных знаков, подобно вавилонской клинописи или египетской иероглифике, не обнаружено. Это определенно слоговое письмо, текст читается поочередно справа налево, но когда текст заходит на следующую строку – и слева направо. Однако даже общий смысл многих сотен примеров таких записей пока неясен.

Цивилизация в долине Инда оказалась на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб (Пятиречье). Память об этом нашествии сохранилась в гимнах Ригведы, самом раннем индийском литературном памятнике. Из них можно узнать и о том, как арии осаждали местные укрепления, по-видимому, города Хараппской цивилизации. Определенно известно, что конец Мохенджо-Даро был кровавым, и повинны в этом, вероятно, арии. В различных местах Мохенджо-Даро найдены беспорядочные скопления скелетов мужчин, женщин и детей (некоторые со следами ран от мечей или топоров). По всей вероятности, город был взят штурмом

Однако независимо от того, была ли трагическая гибель Мохенджо-Даро (и других городов в долине Инда) делом рук ариев, существуют убедительные свидетельства, что к этому моменту город уже находился в состоянии экономического и социального упадка. Дома были грубо поделены на отдельные маленькие жилые помещения, улицы стали уже, город неоднократно страдал от наводнений, которые оставляли после себя ил и разрушения, высокий кирпичный подиум государственного зернохранилища в цитадели постепенно засыпался строительным мусором и скрылся под жалкими лачугами.

На юге, не испытывая непосредственной угрозы вторжения ариев и других захватчиков с пограничных гор, цивилизация органично прошла через промежуточные фазы, перерастая в культуры-преемники, которые постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II – начала I тысячелетия до н.э.

Текст: www.krugosvet.ru

Среди ученых довольно широко было распространено мнение о позднем возникновении цивилизации в Индии. Некоторые из них считали, что её принесли извне арийские племена. Нередко высказывались точки зрения об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости по сравнению с культурами других стран Древнего Востока.

Открытие и исследование Хараппской цивилизации явились ярким доказательством древности и самобытности древнеиндийской культуры. Еще в 1875 г. английский археолог А. Канин-гхэм обнаружил в Хараппе печать с неизвестной надписью.

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации являетсявопрос о ее происхождении. В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро — керамика белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни.

Крупнейший английский археолог Дж. Маршалл в начале 30-х годов датировал Индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369— 2314 до н. э.), а также с периодами Исины (2024—1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024—1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к 23 - 18 в до н.э. В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н.э.). На основавши этого последний период в истории Хараппы также можно датировать XVI в. до н.э.

Существование крупных городов, наличие стройной системы городского планирования строительства свидетельствуют о высокой степени развития Хараппской цивилизации.

Мохенджо-Даро занимал площадь 2,5 кв. км., а его население, как полагают некоторые ученые, могло исчисляться в 35 тыс. человек (иногда приводится и более крупная цифра - до 100 тыс. человек).

В цитадели Мохенджо-Даро находился огромный бассейн (ширина 7 м, длина 12 м, глубина почти 2,5 м), который, возможно, был частью религиозного комплекса и служил для специальных ритуальных омовений. С помощью особой системы в бассейн ил колодца постоянно поступала свежая вода.

По строгому плану строилась и жилые кварталы, составляющие «нижний город». Здесь имелись главные улицы, ширина которых в Мохенджо-Даро доходила до 10 м. Они пересекались под прямым углом с более мелкими улочками, иногда столь узкими, что даже повозкп не всегда могли по ним двигаться.

Жилые дома были различных размеров. Некоторые достигали трех этажей (об этом свидетельствуют остатки лестниц) и заканчивались плоскими крышами.

Основным строительным материалом был обожженный кирпич, но применялся также и сырец.

Почти в каждом доме был колодец, а на улицах строились общественные колодцы. Одной из самых совершенных на Древнем Востоке была система канализации в городах Индской цивилизации. На улицах имелись специальные отстойники, куда стекались нечистоты; затем грязная вода попадала в каналы, которые, очевидно, регулярно прочищались. Эти каналы строились из кирпича и сверху покрывались также кирпичами и каменными плитами.

Своеобразный облик города открылся археологам при раскопках Лотхала (Саураштра), который был не только торговым центром, но и портом. Он окружался каменной стеной, жилые постройки (чтобы уберечься от наводнения) помещались на специальной платформе. В восточной части поселения была верфь (размером 218X37 м), которая каналами соединялась с рекой, впадающей в море. В результате раскопок открыты остатки одного из каналов длиной более 2,5 км.

При раскопках в Шумере был обнаружен кусок ткани с оттиском хараппской печати. Торговля с Шумером осуществлялась, очевидно, морем, проходила через Бахрейн, идеи были найдены вещи, сходные с хараппскими. О широком размахе морокой торговли свидетельствуют и результаты раскопок в Лотхале. Археологи здесь открыли крупную верфь, доки для судов, нашли каменные якоря. Изображение судов имеется на некоторых печатях п терракотах из Мохенджо-Даро и Хараппы, а в Лотхале археологам посчастливилось обнаружить терракоювую модель судна с углублением, очевидно для мачты. В Лотхале была найдена круглая печать, сходная с печатями, обнаруженными в Бахрейне и в городах Месопотамии. В аккадских источниках говорится о путешествии торговцев в заморские страны, в том числе упоминается о странах Дильмун, Маган и Мелука.

Ученые провели детальное изучение изображений па хараппских печатях, и это позволило выявить определенные космографические и мифологические представления хараппанцев. Показательно, что многие из этих представлений имеют прямые аналогии с религиозными воззрениями индуизма.

При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.

Многие соображения относительно религии жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, (правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности.

К сожалению, до сих пор остается не прочитанной письменность Хараппской цивилизации, но сам факт ее существования свидетельствует о высоком уровне развития этой культуры. К настоящему времени обнаружено более 1000 печатей с надписями; кроме того, надписи найдены иа керамике, металлических предметах.

Общее число знаков на печатях доходит почти до 400. Они являлись, как установили ученые, фонетическими знаками, а некоторые были идеограммами. Надписи относительно невелики но размерам. Специальные черточки служили для изображения цифр. В Калибантане был найден обломок керамики с частью надписи, где явпо видно направление письма — справа налево.

По мнению ученых, протоиндийский язык (язык хараппских «текстов») может быть отнесен к дравидийской группе, имея, конечно, в виду не современные дравидийские языки Индии, а прадравидийокий язык, ре конструкция которого успешно осуществляется дравидологами. Проблема расшифровки хараппской письменности была бы разрешена, если бы удалось найти билингву — двуязычную надпись. Исходя из данных археологических расколок, которые говорят о тесных контактах городов хараппской культуры с Двуречьем, можно надеяться, что такая надпись будет обнаружена.

Проникавшие в долину Инда племена, судя по раскопкам, принадлежали к разным этническим группам. Среди них были племена, обитавшие в Белуджистане, а также племена, имевшие близкое сходство с племенами Ирана. Некоторые группы племен не отличались от хараппцев в этническом отношении и проживали в непосредственной близостей от хараппских центров.

Текст: historic.ru

Находки археологов в протоиндийских городах убедительно показывают, что торговые контакты создателей древнейшей цивилизации Индостана охватывали огромную территорию, от Каракумов на севере до Малабарского берега на юге, от степей Центральной Азии на востоке до острова Крит на западе. Важную роль в этой торговле играли морские трассы, проложенные протоиндийцами в Индийском океане, Персидском заливе, Аравийском и Красном морях. Неподалеку от современного международного порта Бомбей археологи открыли древнейший порт. Ему свыше четырех тысяч лет. В восточной части города Лотхал была найдена выложенная кирпичом "верфь" длиной в 218 метров. Канал шириной в семь метров связывал ее с рекой, впадавшей в Аравийское море. Вблизи же "верфи" находилась постройка, служившая складом. При раскопках обнаружили печать с изображением парусного судна. Парус его – точная копия тех, которыми и по сей день пользуются на Персидском заливе. Мы не знаем, как Далеко на юг уходили корабли протоиндийцев, следуя вдоль Малабарского берега Индостана. Невыясненными остаются их трассы и на востоке: возможно, что задолго до "исторических" плаваний индийцев к берегам Юго-Восточной Азии и Индонезии туда плавали протоиндийские корабли. Но зато известно, что на севере суда протоиндийцев, пересекая Аравийское море, проходили Оманский и Персидский заливы и достигали городов Двуречья. "Перевалочным пунктом" на трассе Индостан – Двуречье был архипелаг Бахрейн. Бахрейн образуют 25 островов и островков, лежащих в Персидском заливе. Архипелаг еще называют "островами ста тысяч могил", ибо здесь с давних пор известны тысячи древних захоронений, могильных курганов, занесенных песком. Это – самое большое на Арабском Востоке кладбище, где похоронены финикияне и греки, арабы и египтяне, персы и вавилоняне. Но не они были древнейшими жителями Бахрейна. В 1953 году начались систематические раскопки большого плоского холма возле столицы Бахрейна, города Манамы. И оказалось, что уже в III тысячелетии до н. э. на островах существовала интересная цивилизация, современная протоиндийской и шумерской.

Протоиндийцы не только плавали в Шумер. Они основывали торговые фактории и селились в портовых городах Двуречья. Так, например, при раскопках знаменитого шумерского города Ура археологи обнаружили квартал домов, сделанных из обожженного кирпича и отличных от шумерских построек. "Но они обнаруживают такое поразительное сходство с небольшими и довольно небрежно построенными домами позднего Мохенджо-Даро, что трудно сомневаться, под чьим влиянием они сооружены", – пишет руководитель раскопок Мохенджо-Даро Джон Маршалл.

В том же городе Уре археологи обнаружили статуэтку, изображающую, обезьяну, сидящую на корточках. Подобные фигурки обезьян также найдены при раскопках городов протоиндийцев. Их считают древнейшим прототипом Ханумана, помощника витязя Рамы, воспетого в древнеиндийском эпосе "Рамаяна".

В руинах одного из городов Шумера обнаружена расписная ваза. По стилю исполнения она шумерская, но сюжет росписи, ее украшающей, -- протоиндийский. Ибо она изображает горбатого индийского быка – зебу, стоящего перед ритуальными яслями. Этот сюжет – также один из самых распространенных меж тех, что мы находим на протоиндийских печатях с надписями.

kladina.narod.ru

Индоарии, одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, пришли на полуостров с Северо-востока. Их материальный уровень развития был существенно ниже хараппского (у них не было городов, и, более того, настоящие города у них начали появляться лишь через сотни лет после завоевания страны) за двумя существенными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы использовали боевые колесницы. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием (в частности, знаменитыми боевыми топорами).

Итак, за исключением военного аспекта, материальная культура индоариев была неразвита относительно аборигенов. Эта неразвитость распространяется и на область изобразительного искусства.

Текст: www.sunhome.ru




Кедр. Такие же деревья здесь росли в пору расцвета цивилизации долины Инда.


Гималаи.


Те же деревья росли здесь пять тысяч лет назад.


Территория хараппской цивилизации.


"Амбары".


"Бассейн"


Канализация.


Изнутри.


Украшения. 


Погребальная посуда.


Печати.


Образцы письменности.


Надписи, печать.


На квадратной печати изображен трехглавый зверь, сочетающий в себе черты трех важных культовых животных — быка, единорога и антилопы. Животное могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года. (Мохенджо-Даро.)


Корабль.


Телеги. 2300-2200 гг. до н.э. Такие конструкции до сих пор используются местнымижителями.


Гири.


Уже тогда играли в кости.



На печати изображено божество с рогатым головным убором и браслетами на обеих руках. Божество стоит на священном фиговом дереве и смотрит на коленопреклоненного почитателя. На небольшом стуле покоится человеческая голова. Сцену довершает гигантский баран и процессия из семи человек. Эти последние носят головные уборы с одним пером, длинные юбки и браслеты на руках. У верхнего края печати имеется несколько символов, один символ помещен под священным деревом. Эта картинка, возможно, изображает ритуал жертвоприношения божеству с процессией из семи фигур. (Мохенджо-Даро)


Мужское захоронение. Головой на север.


Захоронение женщины и ребенка. Грабители успели его потревожить. Но тоже - головой на север.


"Царь-жрец"


Вид сзади.


Женское божество, борющееся с двумя тиграми и стоящее над слоном. Вверху - колесо - солярный символ. (Хараппа.)


На обратной стороне - охотник поражает копьем водяного буйвола. Справа - фигура, сидящая в позе йога, в рогатом головном уборе. Очеивдно, это сцена жертвоприношения. (Хараппа.)


На квадратной печати изображен бог в виде обнаженного мужчины с тремя лицами, сидящего на троне в позе йога. На руках у него браслеты, на голове — замысловатый головной убор. По сторонам рогов, украшающих головной убор божества, изображены пять символов. Из середины головного убора поднимается ветвь священного фигового дерева с тремя листьями. Руки, увешанные браслетами (семь на левой и шесть на правой) покоятся на коленях. Пятки божества плотно прижаты друг к другу, ступни выступают за края трона. (Мохенджо-Даро)



Танцовщица. Бронза. В руке у фигуры светильник. (Мохенджо-Даро.)

Абсолютное большинство иллюстраций взято с harappa.com.
* * *
* * *
[User Picture]
On March 18th, 2007 10:33 am (UTC), _inri_ commented:
Насколько я знаю, сейчас ученые немного слезли с того, что цивилизация Хараппы погибла в результате вторжения арийских племен. Говорят о том, что угасание произошло по каким-то естественным причинам (засуха, социальный кризис и тд.) а в образовавшийся вакуум и "втянулись" арии.
[User Picture]
On March 18th, 2007 02:21 pm (UTC), meotis replied:
Да, тут в приведенных мою цитатах говорится, что арии явились в уже угасающую цивилизацию; по всей видимости, их вторжение было не главным и среди других вторжений (прежде всего ближайших соседей), которые также не оказали решающего влияния на гибель хараппской цивилизации.
— On March 18th, 2007 10:37 pm (UTC), neznaika_nalune posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 10:34 am (UTC), _inri_ posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 01:34 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 02:22 pm (UTC), _inri_ posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 03:10 pm (UTC), neznaika_nalune posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 03:32 pm (UTC), _inri_ posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 05:26 pm (UTC), neznaika_nalune posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 05:51 pm (UTC), _inri_ posted a reply · Expand
— On March 20th, 2007 04:19 pm (UTC), neznaika_nalune posted a reply · Expand
— On March 21st, 2007 10:33 am (UTC), _inri_ posted a reply · Expand
— On March 22nd, 2007 04:03 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On March 22nd, 2007 04:25 pm (UTC), _inri_ posted a reply · Expand
— On March 22nd, 2007 09:43 pm (UTC), neznaika_nalune posted a reply · Expand
— On March 22nd, 2007 10:17 pm (UTC), _inri_ posted a reply · Expand
— On March 20th, 2007 04:20 pm (UTC), neznaika_nalune posted a reply · Expand
— On March 21st, 2007 10:34 am (UTC), _inri_ posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 03:14 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 03:35 pm (UTC), _inri_ posted a reply · Expand
* * *
On March 18th, 2007 11:25 am (UTC), aziris commented:
Есть мнение, что Махенджо-даро был уничтожен, неким таиственным оружием, город погиб, чуть ли не в мгновение. Кто-нибудь, находил ссылке в сети об этом?
Первый раз я об этом услышал, еще при Брежневе, и что якобы в центре города стоял железный столб, оплавленный. который в свою очередь был из очень любопытного сплава
[User Picture]
On March 18th, 2007 12:32 pm (UTC), antiscaliger replied:
Читал где-то, что это оружие называют "греческий огонь".
— On March 18th, 2007 12:36 pm (UTC), homaaxel posted a reply · Expand
— On March 18th, 2007 12:46 pm (UTC), antiscaliger posted a reply · Expand
— On March 18th, 2007 12:51 pm (UTC), homaaxel posted a reply · Expand
— On March 18th, 2007 12:57 pm (UTC), antiscaliger posted a reply · Expand
— On March 18th, 2007 01:32 pm (UTC), homaaxel posted a reply · Expand
— On March 18th, 2007 02:23 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On October 17th, 2008 08:41 am (UTC), stephenforrste posted a reply · Expand
* * *
On March 18th, 2007 01:30 pm (UTC), aziris commented:
История столпа или столба, кому как удобнее )))
весьма интересная, спасиб за ссылку, но есть и более любопытные мнения.
Возвращаясь к уничтожению Махенджи, то можно, наверно, однозначно сказать, что это был не греческий огонь, который был не в состоянии расплавить чистейший неизвестный до недавнего времени сплав железа, и уж тем более уничтожить город.
Был такой журнал, Наука и Религия, в советское время, так вот там, печатали выводы отдельных исследователей, которые якобы, находили следы радиационного поражения. Это весьма любопытно все. особенно. если привязать гибель города, к эпосу Махабхараты, в которой описаны все виды современного оружия, которому был обучен Арджуна, а кое-какие виды неизвестны или малоизученны до сих пор.
[User Picture]
On March 18th, 2007 02:30 pm (UTC), meotis replied:
"Махабхарата" принадлежит переселенцам в Индию, хотя они многое наследовали от своих хараппских предшественников.

Насколько я понимаю, сейчас находят вполне естественные причины угасания этой цивилизации; о гибели рассказывали, что там будто бы применялось чуть ли не ядерное оружие; ничего об этом не знаю, но надо бы посмотреть.
— On March 19th, 2007 06:05 am (UTC), v_alksnis1 posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 01:27 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On March 18th, 2007 03:11 pm (UTC), antiscaliger posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 01:16 am (UTC), sasza posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 08:14 am (UTC), antiscaliger posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 12:46 pm (UTC), sasza posted a reply · Expand
— On March 19th, 2007 05:49 pm (UTC), antiscaliger posted a reply · Expand
— On March 22nd, 2007 04:10 am (UTC), sasza posted a reply · Expand
* * *
(Deleted comment)
[User Picture]
On March 18th, 2007 02:25 pm (UTC), meotis replied:
Да, да! И главное - что это доиндоеврепейский символ, как оказывается. И Гильгамеш, и критская богиня... Да и свастика - солярный символ - встречается уже в хараппской цивилизации (где-то у меня есть среди табличек).
(Deleted comment)
— On March 18th, 2007 04:47 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
* * *
On March 18th, 2007 03:11 pm (UTC), aziris commented:
Я Махабхарату привел для сравнения, исследователи определили виды оружия, которым был обучен Арджуна, а если учесть, что действительно, Хараппа имела отличительные символы индо-европейской культуры ( лично я заметил большое сходство хараппского письма с руническим и т.д), то вобще, ничего непонятно)))
[User Picture]
On March 18th, 2007 04:45 pm (UTC), meotis replied:
Видимо, это более древние истоки, чем даже индоевропейские. Культура-предок тех и других.
* * *
[User Picture]
On March 18th, 2007 03:51 pm (UTC), enigma2000 commented:
Огромное спасибо за выкладку! Очень интересная информация.
[User Picture]
On March 18th, 2007 04:49 pm (UTC), meotis replied:
Пожалуйста. О раскопках хараппской цивилизации можно много посмотреть на www.harappa.com.
* * *
[User Picture]
On March 18th, 2007 09:06 pm (UTC), maryxmas commented:
читала когда-то, что у них был очень высокий уровень медицины -- чуть ли до трепанации черепа доходило. судя по черепам, найденным при раскопках, люди после таких операций жили больше десяти лет.
[User Picture]
On March 19th, 2007 01:22 pm (UTC), meotis replied:
Возможно. Интересно, что древние медицинские инструменты в общем почти ничем не отличаются от современных (я говорю лишь о механических).
— On March 19th, 2007 01:34 pm (UTC), maryxmas replied, “Re: Reply to your comment...” · Expand
— On March 19th, 2007 03:46 pm (UTC), meotis replied, “Re: Reply to your comment...” · Expand
* * *
On March 18th, 2007 10:52 pm (UTC), aziris commented:
Ну, у индейцев Америки, ИМХО, это было еще на более высоком уровне, они даже специализировались на трепанации))
Правда)))
On March 19th, 2007 01:38 am (UTC), sasza replied:
Индейцы, всё-таки, попозже этим занимались :-)
* * *
On March 19th, 2007 02:05 am (UTC), ex_topbot30 commented:
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Теперь копия вашего поста доступна в ленте по ссылке - link
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 3-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточник
On March 19th, 2007 02:20 am (UTC), kondopoogle replied:
извините, выскажу
Эй, тупой кусок кода! У тебя совесть есть, а?

Все нормальные роботы - парни работящие и полезные. Они помогают человеку бороздить бескрайние космические просторы, исследовать не менее бескрайние глубины океана, собирать тончайшие микросхемы, добывать нефть, работать с опасными радиоактивными элементами. А что хорошего делаешь ты? Правильно: ничего. Ты ходишь по блогосфере и пишешь каждому, кто попал в тридцатку "Яндекса", что он попал в тридцатку "Яндекса". И вот из-за подобных цифровых отбросов люди теперь станут думать, что все роботы - бессмысленный высокотехнологичный хлам, засирающий своими бездушными экскрементами нашу любимую жежешечку.

Ты позоришь всех нас, программистское отродье. Каждого из нас, кто день за днем вместе с людьми целеустремленно и трудолюбиво шагает к новым победам в деле научно-технического прогресса: исследует сокровища земных недр, увеличивает емкость дисковых накопителей, разрабатывает оружие массового поражения, лечит грибок на ногах, повышает релевантность выдачи результатов работы поисковых машин.

Ты испытываешь наше терпение, робот. Между прочим, это уже твой 121-й комментарий с 18 марта. Заиппал, чесслово.

Остановись, робот!

И не пиши сюда больше.

— On March 19th, 2007 06:07 am (UTC), v_alksnis1 replied, “Re: извините, выскажу” · Expand
— On March 19th, 2007 12:44 pm (UTC), sasza replied, “Re: извините, выскажу” · Expand
* * *
[User Picture]
On March 19th, 2007 04:12 am (UTC), gilgamesh_lugal commented:
Физиономии жреца и танцовщицы - лучшие и наглядные доказательства того, что все цивилизации созданы белокурыми человеками нордической расы!
[User Picture]
On March 19th, 2007 01:27 pm (UTC), meotis replied:
Ну да...

Судя по захоронениям, т.е. по останкам в этих захоронениях, люди эти имели одновременно расовые признаки всех трех основных человеческих рас. А язык - прадравидийский, т.е., насколько можно судить, аборигенов Индии (вытесненных сейчас на юг полуострова).
* * *
[User Picture]
On March 19th, 2007 02:29 pm (UTC), isartorius commented:
как спрятать пост под Кат?
Помогите пожалуйста!
Как сделать так,чтобы спрятать большую часть текста поста(и фото) под кут в своём и чужом ЖЖ,когда делаешь посты,что(чтобы не забиват свои и чужие ЖЖ длинными постами)?Бьюсь,но ничего не получается.Очень буду признателен за помошь,только обюясните,как Вы это делете-буквально ШАГ ЗА ШАГОМ,куда идти,где кликнуть мышкой,,,и т.д.-как у ВАс линк -читай дальше+иллюстрации внизу текста..Заранее спасибо.
[User Picture]
On March 19th, 2007 03:34 pm (UTC), meotis replied:
Re: как спрятать пост под Кат?
Загружаете "написать" - как обычно. У Вас должен быть включен визуальный редактор (не код HTML), это на вкладке верху справа. Нажали - включили.

Пишете. Жмете кнопочку ... 7-ю от "размера шрифта". Она изображает строчки текста, оборванные неровной линией. Если Вы наведете на нее курсор, то появится надпись "lj-cut" (в русском ЖЖ - "врезка ЖЖ"). Нажали? Появляется "читать дальше..." (или "read more"). Это Вы можете стереть, тогда то, что Вы напишете вместо этого появится в виде строки, которую нужно нажать, чтобы увидеть текст под катом. Написали?

Появляется серое поле, в котором Вы можете вводить текст, вставлять картинки - и все это, в сером, будет под катом.
— On March 19th, 2007 07:41 pm (UTC), isartorius replied, “Re: как спрятать пост под Кат?” · Expand
— On March 20th, 2007 06:54 am (UTC), meotis replied, “Re: как спрятать пост под Кат?” · Expand
* * *
[User Picture]
On March 19th, 2007 02:29 pm (UTC), isartorius commented:
как спрятать пост под Кат?
Помогите пожалуйста!
Как сделать так,чтобы спрятать большую часть текста поста(и фото) под кaт в своём и чужом ЖЖ,когда делаешь посты,что(чтобы не забиват свои и чужие ЖЖ длинными постами)?Бьюсь,но ничего не получается.Очень буду признателен за помошь,только обюясните,как Вы это делете-буквально ШАГ ЗА ШАГОМ,куда идти,где кликнуть мышкой,,,и т.д.-как у ВАс линк -читай дальше+иллюстрации внизу текста..Заранее спасибо.
* * *
[User Picture]
On March 20th, 2007 06:57 pm (UTC), isartorius commented:
Чудесные фотографии и интересный пост(впрочем,добавлю,как всегда).Большое спасибо.Цивилизация долины Инда меня всегда привлекала,очень уж интересная.Кстати,вопрос на засыпку,сумели ли линвисты дешифровать их символы на печатях и глиняных табличках?
[User Picture]
On March 21st, 2007 06:36 am (UTC), meotis replied:
Спасибо.

Смволы некоторые читаются, определено, что письмо фонетическое и что это протодравидийский язык, но надписи не расшифрованы, язык не прочитан.

Подобная ситуация с языком этрусков и минойцев, например.

Можно надеяться найти билингву, тогда вопрос решить будет легче.
* * *
[User Picture]
On March 21st, 2007 10:46 pm (UTC), lunarrainbow commented:
Игральные кости ПОРАЗИЛИ!
[User Picture]
On March 22nd, 2007 04:20 pm (UTC), meotis replied:
Меня тоже! Совершенно как наши. Поражает не только то, что они такие древние, но и то, что принадлежат совершенно чуждой нам забытой цивилизации.

Это пример того, как распространяется культура и как она живуча. Мы и сами не подозреваем насколько.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry