?

Log in

No account? Create an account

MAEOTIS · - · МЕОТИДА


Ипатия Александрийская

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *
"К сожалению, в истории человечества Александрия осталась не только символом рационального устройства, величия человеческого ума, единения народов и веротерпимости, но и местом самых варварских расправ с инакомыслием и античной ученостью как таковой. В 415 году (перед Пасхой) христианские фанатики, ведомые епископом Кириллом Александрийским (позже причисленным к лику святых) расправились здесь со знаменитой женщиной-ученым - Ипатией (Гиппатией). Толпа монахов сорвала с нее одежду, заживо содрала скребками кожу, а тело затем сожгли. C этой датой связывают окончательное угасание александрийской математической школы и вообще науки и философии того времени. Древняя Александрия и тот же епископ Кирилл "прославились" также и еврейскими погромами, а нынешняя Александрия - недавними столкновениями между двумя наиболее многочисленными египетскими религиозными конфессиями - мусульманами и коптами (христианами-монофизитами)". (источник)



Основанная Александром Македонским в 332- 331 годах до н. э. в дельте Нила, как сейчас известно, на месте прежнего поселения (свято место пусто не бывает), Александрия после смерти великого завоевателя стала на три века столицей царства Птолемеев, а когда в 30 году до н. э. Египет был включен в состав римской державы, город остался центром провинции. С первых лет своего основания Александрия была не только административной столицей Египта, но и культурным и научным центром античного мира.

Здесь находилось одно из семи чудес света - Фаросский маяк высотой около 120 метров, свет которого был виден с расстояния 60 километров. Александрийская Библиотека, насчитывавшая в лучшие времена в своих хранилищах до 400 тысяч свитков и приобретавшая все литературные и научные произведения, которые существовали в то время, была самой знаменитой в античном мире.

С начала IV века на античную культуру активно наступала новая сила - христианство. В результате процесса христианизации, охватившего все сферы жизни позднеантичного общества, Римская империя становилась христианской. Главным противником и конкурентом христианства в обществе в IV веке было язычество, и именно старой религии растущая церковь наносила свои основные удары, добившись к концу столетия ее окончательного политического поражения. Однако язычество в глазах и христиан, и нехристиан неизбежно ассоциировалось с античной культурой. И хотя среди христиан в то время было немало образованных людей, воспитанных в лучших традициях античности и высоко ценящих ее культуру, философию, науку, основная масса христиан и церковь в целом относились к античной культуре весьма враждебно, усматривая в ней не просто серьезного противника новой христианской культуры, но и порождение языческой религии, столь ненавидимой христианами.

16 июня 391 года римский император-христианин Феодосий издал эдикт, запрещавший жертвоприношения и осуждавший почитание изображений, созданных человеческой рукой. Воспользовавшись этим указом, который фактически запрещал языческий культ, епископ Александрии Феофил спровоцировал уничтожение Библиотеки, которая содержала уцелевшие от предыдущих потрясений письменные памятники античной науки и литературы.

С гибелью школы неоплатонизма связана и смерть единственной известной нам женщины-математика античности, возглавлявшей также и эту философскую школу.

Точных данных о дате рождения Ипатии нет. Обычно называют приблизительно 370 год. Ипатия, несомненно, была уже в сознательном возрасте, когда фанатики уничтожали Библиотеку, а возможно, и была очевидцем этого варварства.

Отец Ипатии был одним из видных ученых александрийской школы и дал дочери прекрасное образование. Углубленное изучение точных наук заставило Ипатию задуматься над более общими проблемами, что вылилось в серьезное увлечение философией, в частности самым популярным учением поздней античности - неоплатонизмом. И в философии, как говорили современники, она превзошла всех своих предшественников.

Блеск ее ума и таланта оказался столь ярким, что ей была предложена философская кафедра. Эта должность давала ей место и в городском совете, где она могла участвовать в управлении городом. Сейчас все это может показаться совершенно обычным, но для начала V века это было настоящей сенсацией. Впервые в истории женщина стала профессором, мало того, Ипатия - вообще единственная женщина, имя которой сохранилось в истории греческой науки за более чем тысячелетнюю ее эпоху.

В эпоху поздней античности социальный статус женщины продолжал понижаться, и это было связано также с распространением христианства, которое зачастую видело в женщине “сосуд зла” или “врата дьявола”. Хотя формально правовое положение женщины не претерпело существенных изменений, к V веку снизился уровень образованности женщин, распространялись взгляды об их неполноценности. Пример Ипатии в этом контексте был вызывающим.

Пожалуй, еще одной немаловажной причиной неприязни к Ипатии была ее красота; и это наряду с острым умом и тем положением, которое она занимала, сделало ее центром внимания в образованных кругах Александрии. На ее лекции приходили толпы восхищенных поклонников. Одни говорили, что по внешности она подобна самой Афине Палладе, другие видели в ней воплощение духа Платона и тела Афродиты, третьи выражали свое восхищение, сравнивая ее сразу с тремя великими греческими богинями, явившимися накануне Троянской войны на суд Париса с яблоком раздора, на котором было написано “прекраснейшей”: Ипатия - Афина по уму, Гера по величественной осанке, Афродита по красоте.

Женщины тоже смотрели на нее с подозрением и нередко называли мужеподобной и обвиняли в нескромности. Она действительно ходила по улицам в одежде философа (а таковыми до сих пор были только мужчины), свободно общалась со всеми, кто желал учиться или получить разъяснения трудных мест из Платона и Аристотеля.

Еще одним поводом для сплетен вокруг Ипатии являлось то, что она была не замужем. Между тем Ипатия постоянно находилась в окружении мужчин, и неудивительно, что некоторые ее ученики пылали к ней любовью. Несомненно, что многие сплетни ходили по Александрии, и целью их было создать дурную славу вокруг женщины, которая была так непохожа на других.

Однако попытки опорочить Ипатию, видимо, не имели успеха и не воспринимались всерьез. Ее дом всегда был полон гостей, ее лекции приезжали слушать люди со всех концов античного мира.

В 412 году место умершего Феофила на александрийском патриаршем престоле занял его племянник Кирилл, который имел не меньшие амбиции в достижении безраздельной власти, чем его предшественник, но превосходил его в искусстве интриги и в выборе неблаговидных средств для достижения своих целей. Следует заметить, что роль александрийского патриарха в то время в церковных делах была очень велика: александрийская церковь в первой половине V века в сущности, стояла во главе восточной церкви. И главной целью Кирилла в первые годы его правления было добиться власти над светским правителем Египта, а также сделать Александрию исключительно христианским городом.

Кирилл Александрийский был фанатичным тираном церкви, и Ипатия оказалась самой знаменитой из его жертв. Он ненавидел ее за славу, за ум, за красоту, за независимость, за то влияние, которое она оказывала на всех образованных людей, за ее проповедь учения, окрашенного проклятым церковью язычеством.

Нужно заметить, что александрийская беднота (христиане в своем большинстве) была крайне возбудима и взрывоопасна, и это ее свойство нередко использовали власть имущие. “Александрийская чернь,- писал Сократ Схоластик,- любит возмущения больше всякой другой черни и, когда находится повод, устремляется к нестерпимым злодействам, ибо без крови не успокаивается от волнения”. Эту особенность александрийцев и постарался использовать Кирилл.

Центральная власть предпочитала не вмешиваться в александрийские дела. Императором Восточной Римской империи был в то время малолетний Феодосий II, но во главе правления стояла его старшая сестра Пульхерия. Она была столь последовательной христианкой, что даже при своем дворе ввела монастырские порядки. Поэтому константинопольский двор остался глух к жалобам язычников на произвол христиан.

Между тем в городе свирепствовали параволаны - отъявленные головорезы, состоявшие на службе у александрийского патриарха. Они были его вооруженной свитой и выполняли любые его поручения, буквально терроризируя жителей Александрии.

Это случилось в марте 415 года. Ничего не подозревавшая Ипатия, возвращаясь откуда-то домой, неожиданно подверглась нападению со стороны отряда параволанов. Источники не дают оснований прямо утверждать, что на это нападение дал санкцию сам Кирилл, но, зная склонность патриарха к неблаговидным поступкам и учитывая тот факт, что параволаны обычно действовали по его указанию, нельзя полностью отрицать ответственности главы александрийской церкви за происшедшее. Даже если считать, что религиозные фанатики действовали по собственной инициативе и что они сами ненавидели Ипатию не меньше Кирилла, последний сделал достаточно много для того, чтобы толкнуть верящих ему людей на бесчеловечное деяние.

Свирепые головорезы силой выволокли Ипатию из повозки и потащили к церкви. Прекрасную женщину раздели донага, избили ненавистную плоть и предали страшной казни: острыми устричными ракушками и черепками ее тело разорвали на куски, а затем бренные останки вынесли из храма, разбросали по городу или сожгли.

Это жуткое происшествие потрясло всех. Даже Кирилл скорбел о случившемся, ибо такая расправа не вписывалась ни в какие христианские и человеческие нормы. Впоследствии и вся христианская церковь чувствовала неловкость за это кровавое преступление зверствующей толпы, вдохновленной лидером александрийских христиан, и пыталась выгородить Кирилла, столь ревностно всю жизнь боровшегося за торжество христианства. Общественный резонанс, вызванный ужасным убийством Ипатии, был столь велик, что возмущение охватило даже Константинополь. Правительство не могло пройти мимо этого чудовищного преступления. Спустя два с лишним месяца был издан новый эдикт, удалявший язычников с административных постов и из армии.

Ипатия пала жертвой религиозного фанатизма и обстоятельств. Ее гибель была предрешена всем ходом событий. “Афина по уму, Гера по величественной осанке, Афродита по красоте” была последней звездой античности, осветившей своим ярким светом ее угасающий небосвод. После смерти Ипатии александрийская школа пришла в упадок.

Спустя некоторое время Ипатия стала языческой мученицей, и ее почитали едва ли не так же, как христиане почитают многочисленных мучеников и святых. Так две религии как бы примирились и сошлись в образе этой необыкновенной женщины, трагическая судьба которой до сих пор не может оставить равнодушным ни одного человека, независимо от его веры.

© Казаков М.М.

Еще об Ипатии:
http://www.chayka.org/oarticle.php?id=942 
Это - явное заимстовование из:
http://www.krotov.info/libr_min/s/shtekli.html

The Primary Sources for the Life and Work of Hypatia of Alexandria
by Michael A. B. Deakin, History of Mathematics:
http://www.polyamory.org/~howard/Hypatia/primary-sources.html
* * *
* * *
[User Picture]
On December 11th, 2006 02:42 pm (UTC), dzeso commented:
Как напоминает нынешний ислам
[User Picture]
On December 11th, 2006 03:07 pm (UTC), telenis replied:
Я читала нечто подобное в советских времен исторической энциклопедии для детей :).

Очень эмоционально и совершенно без ссылок на источники. Собственно, с такой же легкостью можно обвинить, допустим, святого патриарха Тихона в убийстве большевиками множества людей во время революции. Аналогия практически полная, доказательств вины не больше :))

Сам автор статьи - обратите внимание - несмотря на эмоции, все же посчитал себя вынужденным сделать оговорку: "Кирилл скорбел о случившемся, ибо такая расправа не вписывалась ни в какие христианские и человеческие нормы". Еще бы, ведь реальный образ этого святого человека имеет мало общего с его описанием, так что пришлось сделать оговорку, а то совсем ложью сочтут.

Впрочем, все равно ложь :).
— On December 11th, 2006 03:15 pm (UTC), taki_net posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 03:38 pm (UTC), telenis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 05:03 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 12th, 2006 11:18 am (UTC), telenis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 07:00 pm (UTC), taki_net posted a reply · Expand
— On December 12th, 2006 11:20 am (UTC), telenis posted a reply · Expand
— On December 12th, 2006 12:49 pm (UTC), taki_net posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 05:36 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:22 pm (UTC), dzeso posted a reply · Expand
— On December 13th, 2006 06:21 am (UTC), tarkhil posted a reply · Expand
— On December 13th, 2006 09:27 am (UTC), telenis posted a reply · Expand
— On September 3rd, 2007 03:20 pm (UTC), sigmachristi replied, “вера - это мыслящее сердце в любви” · Expand
— On September 3rd, 2007 05:47 pm (UTC), telenis posted a reply · Expand
— On September 3rd, 2007 06:34 pm (UTC), telenis replied, “какой пафос” · Expand
— On May 30th, 2010 12:33 pm (UTC), romanr replied, “Re: какой пафос” · Expand
— On May 30th, 2010 02:19 pm (UTC), telenis replied, “Re: какой пафос” · Expand
— On May 30th, 2010 07:23 pm (UTC), romanr replied, “Re: какой пафос” · Expand
— On May 30th, 2010 07:34 pm (UTC), telenis posted a reply · Expand
— On May 31st, 2010 08:36 am (UTC), romanr posted a reply · Expand
— On May 31st, 2010 02:34 pm (UTC), telenis posted a reply · Expand
— On August 25th, 2011 03:22 am (UTC), santuch replied, “есть одна разница” · Expand
— On December 11th, 2006 03:12 pm (UTC), telenis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 03:18 pm (UTC), taki_net posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 05:30 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 04:58 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:20 pm (UTC), dzeso posted a reply · Expand
(Deleted comment)
— On December 11th, 2006 06:35 pm (UTC), dzeso posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:39 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:37 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 03:22 pm (UTC), taki_net posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:07 pm (UTC), dzeso posted a reply · Expand
— On August 21st, 2010 09:29 pm (UTC), vazabi posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 05:04 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:16 pm (UTC), dzeso posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:34 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:42 pm (UTC), dzeso posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 08:22 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
* * *
On December 11th, 2006 03:56 pm (UTC), diofant commented:
Огромная благодарность за то, что вспомнили Гипатию.

В 1984 году лектор по математическому анализу говорил нам о том, что среди женщин-математиков, известных до 20 века, имеются лишь два имени: Гипатия и Софья Ковалевская, а в 20 веке к ним присоединилась Эмми Нётер. Он называл Гипатию дочерью Диофанта Александрийского и, если верить источникам, приведённым выше, он ошибался. Он говорил, что Гипатия фанатиками-христианами была забита камнями на ступенях христианского храма, а потом, в пятнадцатом веке, она была возвеличена как святая Катерина, забитая камнями фанатиками-язычниками(!) на ступенях христианского храма, и вместе с её смертью прекратилась античная наука.

Здесь пишет много достойных людей, мне бы очень хотелось знать, ошибался ли нащ лектор по матанализу, говоря про приведение Гипатии католической церковью к лику святых.
[User Picture]
On December 11th, 2006 05:14 pm (UTC), meotis replied:
Пожалуйста.
К сожалению, я не знаю в точности; вот что есть:

"Живая, Ипатия мешала многим; мертвая — оказалась многим нужна. Прежде всего, самим христианам: в X веке к лику святых была причислена никогда реально не существовавшая Екатерина Александрийская: ее житие до деталей повторяет судьбу Ипатии, только дочерью она была не александрийского астронома Теона, а царька ликийского города Ксанфа, и растерзана была не христианскими фанатики, а их гонителями-язычниками…"

(http://www.chayka.org/oarticle.php?id=942)

Образ реальной Ипатии был, видимо, переработан.
— On December 11th, 2006 05:22 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 12th, 2006 11:33 am (UTC), telenis replied, “святая Екатерина и Ипатия” · Expand
— On December 12th, 2006 11:56 am (UTC), meotis replied, “Re: святая Екатерина и Ипатия” · Expand
— On December 13th, 2006 06:10 am (UTC), diofant posted a reply · Expand
— On August 25th, 2011 03:28 am (UTC), santuch replied, “считается” · Expand
* * *
[User Picture]
On December 11th, 2006 03:59 pm (UTC), lucydiam commented:
Помню в детстве меня поразила история Гипатии. Я пыталась узнать как можно больше о ней. Но, видимо, действительно, слишком тщательно постарались исказить и скрыть ее историю. Как жаль, что ничего нельзя сделать.
[User Picture]
On December 11th, 2006 05:00 pm (UTC), meotis replied:
The Primary Sources for the Life and Work of Hypatia of Alexandria
by Michael A. B. Deakin
History of Mathematics

http://www.polyamory.org/~howard/Hypatia/primary-sources.html
— On December 11th, 2006 05:44 pm (UTC), lucydiam posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 05:53 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:27 pm (UTC), lucydiam posted a reply · Expand
— On December 12th, 2006 11:38 am (UTC), meotis posted a reply · Expand
* * *
(Deleted comment)
[User Picture]
On December 11th, 2006 05:00 pm (UTC), meotis replied:
Фанатизм всегда опасен. Как и толпа.
— On October 9th, 2008 06:03 pm (UTC), hectortrench posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On December 11th, 2006 04:37 pm (UTC), al_kitab commented:
Бог не оставляет праведных и наказывает безумцев, тем более троривших зло Его Святым Именем.
[User Picture]
On December 11th, 2006 04:59 pm (UTC), meotis replied:
Глупыми они, по всей видимости, были. И злыми.
Ну, да Бог им судья...
— On December 11th, 2006 06:06 pm (UTC), wellvocja posted a reply · Expand
— On December 11th, 2006 06:35 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
— On December 12th, 2006 03:59 am (UTC), wellvocja posted a reply · Expand
— On December 12th, 2006 12:03 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On December 11th, 2006 07:58 pm (UTC), irkathena commented:
История Ипатии меня с детства ужасает :-((
[User Picture]
On December 12th, 2006 11:39 am (UTC), meotis replied:
Да, история, коненчо, потрясающая своей жестокостью - и вандализмом одновременно (в смысле уничтожения культурных ценностей и их носителей).
— On December 12th, 2006 02:19 pm (UTC), irkathena posted a reply · Expand
— On December 12th, 2006 06:04 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
* * *
(Deleted comment)
— On December 12th, 2006 10:55 am (UTC), alicethefox posted a reply · Expand
— On December 12th, 2006 11:46 am (UTC), meotis posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On December 11th, 2006 10:50 pm (UTC), westernbourg commented:
Да. Было дело...
[User Picture]
On December 12th, 2006 11:47 am (UTC), meotis replied:
У человечества довольно тяжелая история.
* * *
[User Picture]
On December 12th, 2006 11:19 am (UTC), falling_towers commented:
Спасибо. Очень интересно. В Эфесе видела множество античных статуй с крестами на лбах, страсстно выбитыми фанатиками. А в городе Витербо, в Италии, наоборот, мраморная голова Зевса была бережно всавлена в кладку над входом в раннесредневековую церковь, видимо за предполагаемое сходство с Иисусом (борода и т. д.)
[User Picture]
On December 12th, 2006 11:52 am (UTC), meotis replied:
Памятник Аврелию сохранился в Риме потому, что его приняли за Константина.

Некоторые статуи уничтожались по религиозным мотивам, другие - потому, что материал стремились использовать: бронзу, например. Потому великую греескую скульптуру мы знаем по не слишком удачным римским копиям. Греческие бронзовые статуи, как Посейдон, в абсолютном большинстве подняты со дна моря. Но и их единицы.

Вообще античная греческая культура постарадала сильно. Философия дошла до нас лишь фрагментарно, то жеследует сказать о литературе, науке; а ведь достижения были потрясающие.

Дело в том, что большинство ученых и т.п. конца античности оставались язычниками. Т.о., не было никакой преемственности поколений. И понадобилось полторы тысячи лет, чтобы достичь того же в науке, например.
— On December 15th, 2006 06:56 pm (UTC), comnen posted a reply · Expand
— On December 16th, 2006 07:48 am (UTC), meotis posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On January 13th, 2007 11:27 pm (UTC), ondrei commented:
Даже Ваше описание при всём желании быть нейтральным, всё-же несколько тенденциозно, и тезисно звучит примерно так: злой и завистливый митрополит Кирилл руками диких христианских фанатиков замучил добрую, умную, честную, "белую-белую, пушистую-пушистую" красавицу Ипатию. Как же они всё-таки, эти христиане...

А можно было бы дело представить так: добрый и дальновидный Кирилл изо всех сил сдерживал жителей Александрии, возмущённых дикими, злобными выходками "сатанистки" Ипатии. Но недоглядел... праведный суд свершился.

Я нарочно преувеличил, чтобы продемонстрировать тенденциозность предельно выпукло.

Ситуация в то время была напряжённая: христианство боролось с идеологическими (и политическими) противниками, и неоплатоники были опасными врагами. Очень опасными. Возможно, вопрос стоял "либо мы, либо они". А методы расправы можно осуждать лишь в контексте существующей тогда практики наказаний.
[User Picture]
On January 15th, 2007 10:21 am (UTC), meotis replied:
О митрополите Кирилле я не могу судить: слишком ограничены мои о нем знания. Думаю все же, что вольно или невольно он послужил провокатором (если постоянно указывать на источник зла, то найдутся те, кто пойдет его уничтожать). Расправу, несомненно, надо рассматривать в контексте времени. Была ли Ипатия "белой и пушистой" - не имею понятия: полагаю, она была просто женщиной, ученой женщиной, вот и все. И с этим - в первую очередь с чуждой идеологией - христиане боролись.

Мне лично - жаль разрушенного, погибшего, жаль похороненных без всякого сожаления в т.ч. научных достижений. Я не могу этого не жалеть.

Христианство тут не виновато, но виноваты христиане (эти конкретные); можно ли бороться другими средствами? Кто знает, как в те времена было можно...

В свое время Афины судили Сократа; был ли он "белым и пушистым"? Объективно он подрывал афинскую демократию, так что полис лишь защищался, но Сократ был не причиной падения, а только симптомом. Сократ был обвинен, объективно, по заслугам. Следовало его убивать?

Да и Афины это не спасло и спасти не могло.

То, что александрийцы варварски убили Ипатию - беда античности, возникшая пропасть между культурой элиты и народа. Народ бывает мстительным и жестоким.

Есть варварство внешнее ("иные", иностранцы) и внутреннее. И античность погубили не только внешние варвары.
— On January 16th, 2007 12:10 pm (UTC), ondrei posted a reply · Expand
— On January 16th, 2007 02:30 pm (UTC), meotis posted a reply · Expand
* * *
On September 3rd, 2007 03:25 pm (UTC), sigmachristi commented:
вера - это мыслящее сердце в любви
печально что Кирилл был причтен к лику святых и святителей...
но не забывайте о коррумпированности Византии.
многие с жестоким сердцем там рвались к власти в церкви.
и добивались её любыми путями...
вот точное исследование греческого ученого о Гипатии.
с множеством ссылок на отцов церкви античности и историков,
как и хронографов того времени
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/HYPAT.HTM

* * *
On September 3rd, 2007 06:33 pm (UTC), sigmachristi commented:
истинная Церковь стоит на Христе
...начиная со святого Афанасия Александрийского, патриарший престол в этом городе столетиями переходил в семейное наследство. Афанасий подражая некрещеному императору Константину, который, будучи языческим жрецом, председательствовал на Никейском соборе и утверждал вероучение христианской церкви, еще некрещеный Афанасий, будучи государственным чиновником и языческим жрецом в городе Александрия, после смерти местного архиерея захватил место последнего и только затем принял крещение и посвящение в сан. Впоследствии Афанасия, как и императора Константина,церковь провозгласила святым м создала легенду о том, что на должность архиерея языческого жреца Афанасия избрал сам Дух Святый, сев ему на лечо в облике голуба. передал патриаршество своему племяннику (сыну) святому Петру; святой Петр - своему племяннику (сыну) святому Феофилу; святой Феофил - племяннику (сыну) святому Кириллу; святой Кирилл - племяннику и признанному разбойником Диоскору и так далее. И все они были людьми крутого нрава. Диоскор, например, в истории христианской церкви прославился как заводила и глава Разбойничьего Собора (449 рек), на котором патриарх Александрийский доказывал свою богословскую правоту избиением прибывших на Собор, по приглашению Диоскора, архиереев. В высшей мере интеллигентный константинопольский патриарх святой Иоанн Златоуст назвал было династию Александрийских патриархов “фараонами”, чем накликал на себя беспощадный гнев святого Кирилла Александрийского. Последний выступил инициатором и принял активнейшее участие в травле величайшего в истории всего христианства оратора-проповедника и скромнейшего в личной жизни Ивана Златоуста (350-407), В результате успешной деятельности Кирилла Александрийского Иоанна Златоуста дважды изгоняли из константинопольского патриаршего престола и в конце концов сослали умирать в ссылке. Иоанна Златоуста через 10 годов после смерти признали святым, канонизировали и мощи его перевезли в константинопольский храм Святых апостолов. Острый на язычок Кирилл не забыл личной обиды и заявил: “Иван (Златоуст) такой же святой, как Иуда Искариотский - апостол” Об отношении александрийских патриархов, в том числе святого Кирилла к святому Иоанну Златоусту, со ссылкой на церковные же документы, более детально рассказывает профессор Нью -Йоркской Свято-Владимирской православной академии протоиерей Иоанн Мейендорф в своем учебнике Введение в святоотеческое богословие', Нью-Йорк, 1985, стр. 208-222, 256-262. По этому учебнику до прошлого года изучали патристику в семинариях и академиях Московской патриархии. В минувшем, 1998, году за уступку исторической правде на вред православной вере учёного богослова, а вместе с ним и священник Мень, известный диссидент Шнеман (Краснов) и другие видные богословы второй полвины нашего столетия были с торжественным ритуалом подвергнутые анафеме, а их книги публично сожжены во дворе Екатеринбургской духовной семинарии.

* * *
On May 15th, 2009 09:06 am (UTC), foteini_l commented:
Гнал св. Иоанна Златоуста Феофил, а не Кирилл.

Что касается убийства Ипатии, то не надо забывать о ее дружбе с непопулярным в александрии константинопольским наместником Орестом
* * *
[User Picture]
On January 28th, 2010 06:18 pm (UTC), vgphoto commented:
Автор, спаибо за прекрассный пост!
Скорбно читать когда таких выдающихся людей так вот варарски казнят(((
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry